Тема: 4 июня 1989 - трагедия под Уфой. Вы знаете о ней?

УФА, 4 июн - РИА Новости, Рамиля Салихова. Именно на врачей "скорой помощи" легла основная работа по спасению пассажиров поездов "Адлер-Новосибирск" и "Новосибирск-Адлер", попавших в ночь на 4 июня 1989 года в огненную ловушку в низине под Уфой, где взорвался газопровод. Спасателей МЧС в России тогда еще не было, да и государства с таким названием - тоже.

РОКОВОЕ СТЕЧЕНИЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ

Трагедия произошла на 1710-м километре Транссибирской магистрали на территории Иглинского района Башкирии на перегоне между станциями Аша (Челябинская область) и Углу-Теляк (Башкирия). К моменту появления поездов здесь скопилось огромное облако газа, который просочился из поврежденного газопровода "Западная Сибирь - Урал - Поволжье", расположенного в 900 метрах от железной дороги. Рельеф местности оказался таким, что вышедший из трубы жидкий газ, испарявшийся и скапливавшийся у поверхности земли, "стек" именно в сторону железнодорожного полотна - в низину.

Взрыв произошел в тот момент, когда в газовое облако въехали сразу два поезда, до этого никогда не встречавшихся в этой точке.

Взрыв прогремел в 01.15 по башкирскому времени (23.15 мск) и, по оценкам экспертов, взрыв был всего в семь раз слабее взрыва американской атомной бомбы в Хиросиме в 1945 году.

Фронт взметнувшегося пламени составил около 1,5-2 километров, пожар охватил 250 гектаров. По свидетельствам спасателей, с вертолета место катастрофы выглядело как выжженный круг диаметром около километра. По данным экспертов, кратковременный подъем температуры в районе взрыва превышал 1 тысячу градусов по Цельсию.

Взрыв разрушил 37 вагонов и оба электровоза, семь вагонов сгорели полностью, 26 выгорели изнутри, 11 были оторваны от состава и сброшены с путей взрывной волной.

По документам в обоих поездах находились 1 тысяча 284 пассажира, в том числе 383 ребенка, и 86 членов поездных и локомотивных бригад. Пассажиров, по всей видимости, было больше, так как поезда были переполнены курортникам. Кроме того, среди пассажиров были дети до 5 лет, на которых билеты не выписывались. В случаях, когда погибала вся семья, выяснить точное число погибших членов семьи не представлялось возможным.

По официальным данным, на месте аварии было обнаружено 258 погибших, 806 человек получили ожоги и травмы различной степени тяжести, из них 317 умерли в больницах - в результате число жертв трагедии возросло до 575. Однако на мемориале на месте катастрофы выбиты 675 имен, а по неофициальным данным, погибли около 780 человек.

РЕАКЦИЯ ВРАЧЕЙ СПАСЛА СОТНИ ЖИЗНЕЙ

До сих пор работающий на этой должности старший врач "скорой помощи" Уфы 57-летний Михаил Калинин утверждает, что не любит вспоминать события тех дней, однако для РИА Новости сделал исключение.

Михаил Калинин помнит, что первый звонок об этой трагедии поступил в 01.45 от диспетчера на станции Улу-Теляк в 100 километрах от Уфы. Он сообщил, что горит вагон поезда.

"Я немедленно сделал дополнительный звонок диспетчеру на железнодорожную станцию города Уфы, через восемь минут мной были отправлены 53 бригады "скорой помощи" на факел. Потому что точного адреса места происшествия не было. И отправлял я их по очереди, а не всех вместе. Это делалось для того, чтобы врачи могли поддерживать связь друг с другом и со мной", - говорит Калинин.

Рации в то время были слабыми, трудно было связываться с врачами, выехавшими на место происшествия. Особенно тяжело пришлось докторам, первым приехавшим на место катастрофы.

"Первыми приехали Юрий Фурцев, санитар Черный и врач кардиолог Валерий Сайфутдинов", - вспоминает старший врач "скорой".

Врач-реаниматолог Фурцев, который и сейчас работает на "скорой помощи", помнит, что первое увидел на месте катастрофы. "Не было дороги, и спасатели пробирались к эпицентру взрыва пешком. А когда прибыли, увидели развороченные вагоны, сгоревший лес и обожженных людей", - вспоминает он.

Очевидцы рассказывали жуткие вещи: когда произошел взрыв, люди сгорали как спички.

"Вспоминать это очень тяжело, не знаю как, но мы тогда, видимо, работали на автомате, тут же организовали доставку людей до районной больницы. Первые три бригады "скорой" из Уфы были как разведочные, за нами сразу же выехали сто машин "скорой помощи", - говорит Фурцев.

По его словам, если бы не мгновенная реакция врачей и местных жителей, то жертв было бы гораздо больше.

НЕ ХВАТАЛО ВСЕГО

Старший врач "скорой помощи" Михаил Калинин вспоминает, как не хватало буквально всего: людей, машин, медикаментов.

"В эту ночь было трудно найти людей. Это случилось в ночь с субботы на воскресенье, многие были на дачах", - говорит Калинин.

Были задействованы все бригады "скорой помощи" города. На городские вызовы оставили только семь машин. "В ночь с 3 на 4 мы отказали 456 звонкам в "скорую", выезжали только на дорожно-транспортные происшествия", - вспоминает он.

Калинин отмечает, что врачи в ту ночь очень рационально использовали силы и средства. Именно это помогло им справиться с трудной задачей транспортировки пострадавших.

"Совместно с министром здравоохранения Альфредом Турьяновым мы приняли решение привлечь вертолетное училище для быстрейшей транспортировки пострадавших из очага с места аварии. Чтобы доставлять людей как можно быстро до больниц, мною было предложено использовать площадку для посадки вертолетов военного училища с пострадавшими практически в центре города, за гостиницей "Арена". Это место было выбрано не случайно. Именно с площади за гостиницей до всех больниц, куда мы доставляли людей, был самый короткий путь до всех лечебных учреждений, до одной больницы сорок секунд, до второй - полторы минуты, а до третьей - две с половиной минуты езды. Спасибо службе ГАИ, которые помогли организовать беспрепятственный проезд машинам скорой помощи, блокировали магистраль города для подъезда к этой организованной вертолетной площадке. Был привлечен дополнительный транспорт - такси и автобусы", - рассказывает Калинин.

По его словам, медикаменты кончились почти сразу же после приема первых пациентов. "Спасло нас тогда то, что было лето и люди не мерзли. Прибывший на рабочее место заместитель главного врача "скорой помощи" Рамиль Зайнуллин вскрыл склады с сильнодействующими препаратами, и все пострадавшие получили обезболивающие средства практически на месте происшествия. Помогло то, что на складах гражданской обороны было достаточное количество носилочных средств и перевязочных материалов", - сказал Калинин.

ВРАЧЕБНЫЙ НАБАТ

Мобилизация всех врачей города была объявлена по радио утром 4 июня.

"На утро 4 июня руководитель управления здравоохранения города Уфы Дими Чанышев обратился по радио к медицинской общественности города с просьбой выйти на рабочие места. Это было воскресенье, и в больницах оставались лишь дежурные врачи и санитары", - вспоминает Калинин.

По его словам, вышли все, кто мог, даже поликлиники. Каждому пострадавшему требовалась помощь не одного, а нескольких специалистов. Через три дня было принято решение отправить определенное число людей в ожоговые больницы других городов. Организовали вылет самолетов из Уфы в Москву, Горький (Нижний Новгород), Самару, Свердловск (Екатеринбург), Ленинград. Пострадавших в дороге сопровождали врачи "скорой помощи", даже если уже работали не в свою смену.

Всех довезли живыми. "Спасибо всем медикам. Никому не пришлось в ту ночь повторять просьбы и приказы дважды, все понимали друг друга с полуслова, все были охвачены мыслью - спасти людей, каждого человека", - с волнением вспоминает врач.

"Мне тогда было 37 лет. Ушел на работу русым, а вернулся седым. За ночь голова не только у меня побелела. После трагедии мы не могли какое-то время говорить об этой катастрофе, настолько это было страшно. Не дай Бог видеть такую человеческую трагедию", - сказал он.

И ЧТО ПОТОМ?

Всех участников спасательной операции, врачей "скорой помощи" наградили орденами "Дружбы народов". 18 работников скорой помощи получили звание "Отличник здравоохранения СССР".

После трагедии под Уфой пассажирские вагоны стали делать из других, менее горючих и более жаро- и огнестойких материалов.

А в Уфе в 18-й городской больнице работает "кафедра медицинских катастроф". На ней, как и в других медицинских вузах России, будущим медикам преподают курс спасения жизней по "методике Калинина". В основу курса легла его реакция на трагедию - то что он, не посоветовавшись ни с кем, принял решение отправить на место трагедии сто бригад "скорой помощи".
Почёт и Уважение Медикам того времени.

Пользователь находится в режиме "только для чтения" до 05-10-2020.

(04-06-2014 15:03:32 отредактировано Дима Лис 6.3)

Re: 4 июня 1989 - трагедия под Уфой. Вы знаете о ней?

от чего, как думаете, взрыв произошел?

Re: 4 июня 1989 - трагедия под Уфой. Вы знаете о ней?

Дима Лис 6.3 пишет:

от чего, как думаете, взрыв произошел?

dead_morozzz пишет:

К моменту появления поездов здесь скопилось огромное облако газа, который просочился из поврежденного газопровода "Западная Сибирь - Урал - Поволжье", расположенного в 900 метрах от железной дороги. Рельеф местности оказался таким, что вышедший из трубы жидкий газ, испарявшийся и скапливавшийся у поверхности земли, "стек" именно в сторону железнодорожного полотна - в низину.

Пользователь находится в режиме "только для чтения" до 05-10-2020.

Re: 4 июня 1989 - трагедия под Уфой. Вы знаете о ней?

искра?

(05-06-2014 10:47:22 отредактировано FG)

Re: 4 июня 1989 - трагедия под Уфой. Вы знаете о ней?

Дима Лис 6.3 пишет:

от чего, как думаете, взрыв произошел?

ИМХО от того же, что и Чернобыль пыхнул, Адмирал Нахимов затонул, в Арзамасе эшелон ж/д станцию снёс, смыло Крымск, "Локомотив" не взлетел, "Комсомолец"/"Курск" не всплыли. Причина одна - рашенраспЕздяшен (

Только сейчас обратил внимание, что Арзамас-1 снесло ровно за год до башкирской катастрофы.
http://www.newarzamas.ru/history/arzama … trofa.html

Re: 4 июня 1989 - трагедия под Уфой. Вы знаете о ней?

В Интернете нашла:
Примерно за три часа до катастрофы приборы показали падение давления в трубопроводе. Однако вместо того чтобы искать утечку, дежурный персонал лишь увеличил подачу газа для восстановления давления. В результате этих действий через почти двухметровую трещину в трубе под давлением вытекло значительное количество пропана, бутана и других легковоспламенимых углеводородов, которые скопились в низине в виде «газового озера».
Машинисты проходящих поездов предупреждали поездного диспетчера участка, что на перегоне сильная загазованность, но этому не придали значения.

Re: 4 июня 1989 - трагедия под Уфой. Вы знаете о ней?

директора бедолагу посадили наверное

Re: 4 июня 1989 - трагедия под Уфой. Вы знаете о ней?

смотрел когда-то давно по телевизору Каневского об этой катастрофе - там помнится экскаватором что-то копали и повредили

Re: 4 июня 1989 - трагедия под Уфой. Вы знаете о ней?

dead_morozzz пишет:

УФА, 4 июн - РИА Новости, Рамиля Салихова. Именно на врачей "скорой помощи" легла основная работа по спасению пассажиров поездов "Адлер-Новосибирск" и "Новосибирск-Адлер", попавших в ночь на 4 июня 1989 года в огненную ловушку в низине под Уфой, где взорвался газопровод. Спасателей МЧС в России тогда еще не было, да и государства с таким названием - тоже.

Да, именно так.
"- В 1.45 на пульт поступил звонок, что под Улу-Теляком горит вагон, - рассказывает Михаил Калинин, старший врач смены "Скорой помощи" города Уфы.
- Через десять минут уточнили: выгорел весь состав.
Сняли с линии все дежурные машины "скорой помощи", оснастили их противогазами.
Куда ехать - никто не знал, Улу-Теляк в 90 км от Уфы.
Машины шли просто на факел...
- Вышли из машины на пепелище, первое, что видим, - кукла и оторванная нога...
- говорит врач "Скорой помощи" Валерий Дмитриев.
- Сколько пришлось обезболивающих уколов сделать - уму не постижимо.
Когда с ранеными ребятишками тронулись в путь, ко мне подбежала женщина с девочкой на руках: "Доктор, возьмите.
У малышки погибли и мать, и отец".
Мест в машине не было, я посадил девочку к себе на колени.
Она была закутана по самый подбородок в простынку, головка ее была вся обожжена, волосики свернулись в запекшиеся кольца - как у барашка, и пахла она, как жареный барашек...
До сих пор этой девчушки забыть не могу.
По дороге она рассказала мне, что зовут ее Жанна, и что ей три года.
У меня тогда дочке было столько же лет."
"
- Брали человека за руки, за ноги, а в руках оставалась его кожа...
- говорит водитель "Урала" Виктор Титлин, житель поселка "Красный восход".
- Всю ночь, до утра, возили пострадавших в больницу в Ашу.
Водитель на совхозном автобусе Марат Шарифуллин три рейса сделал, а потом кричать стал: "Не поеду больше!" Грузили в автобус еще живых, а выгружать приходилось мертвых...
По дороге дети кричали, просили пить, обгоревшая кожа прилипала к сиденьям.
Три рейса на электровозе с ранеными людьми сделал Сергей Столяров.
На станции Улу-Теляк он, машинист с двухмесячным стажем, пропустил 212-й скорый, отправился на товарняке вслед за ним.
Через несколько километров увидел огромное пламя.
Отцепив цистерны с нефтью, стал медленно подъезжать к опрокинутым вагонам.
На насыпи змеями вились сорванные взрывной волной провода контактной сети.
Забрав в кабину обожженных людей, вчерашний пацан Серега Столяров двинулся к разъезду, вернулся на место катастрофы уже с прицепленной платформой.
Поднимал на руки детей, женщин, ставших беспомощными мужчин и грузил, грузил...
Домой вернулся - рубашка колом стояла от запекшейся чужой крови. Брали человека за руки, за ноги, а в руках оставалась его кожа...
- говорит водитель "Урала" Виктор Титлин, житель поселка "Красный восход".
- Всю ночь, до утра, возили пострадавших в больницу в Ашу.
Водитель на совхозном автобусе Марат Шарифуллин три рейса сделал, а потом кричать стал: "Не поеду больше!" Грузили в автобус еще живых, а выгружать приходилось мертвых...
По дороге дети кричали, просили пить, обгоревшая кожа прилипала к сиденьям.
Три рейса на электровозе с ранеными людьми сделал Сергей Столяров.
На станции Улу-Теляк он, машинист с двухмесячным стажем, пропустил 212-й скорый, отправился на товарняке вслед за ним.
Через несколько километров увидел огромное пламя.
Отцепив цистерны с нефтью, стал медленно подъезжать к опрокинутым вагонам.
На насыпи змеями вились сорванные взрывной волной провода контактной сети.
Забрав в кабину обожженных людей, вчерашний пацан Серега Столяров двинулся к разъезду, вернулся на место катастрофы уже с прицепленной платформой.
Поднимал на руки детей, женщин, ставших беспомощными мужчин и грузил, грузил..."

" На месте было обнаружено 258 трупов, 806 человек получили ожоги и травмы различной степени тяжести, из них 317 умерло в больницах." (ц.)
"В семь утра мы вылетели с первым вертолётом. Часа три летели. Куда садиться, вообще не знали. Посадили около поездов. Сверху я видел (рисует) вот такой четко очерченный круг диаметром примерно с километр, и торчат чёрные обрубки сосен, как спички. Вокруг тайга. Лежат вагоны, изогнутые бананообразно. Там вертолётов, как мух. Сотни. Ни больных, ни трупов к тому времени не осталось. Военные идеально поработали: эвакуировали людей, трупы увезли, погасили огонь.

Больных привозили на самосвалах, на грузовиках вповалку: живых, не очень живых, вообще неживых. В темноте же грузили. Сортировали по принципу военной медицины. Тяжело раненых — 100 процентов ожогов — на траву. Тут уже не до обезболивания, это закон: если одному тяжёлому будешь помогать, ты потеряешь двадцать."  (ц.)

http://web.archive.org/web/201001271100 … 36434.html

Наброс на МЧС не засчитан.

Я не люблю людей.
Но не Вас, ребята!
Вас я вообще за людей не считаю.
(© Верзила Боб)